Фаворит 2020 года: винил
Впервые за последние 34 года рынок виниловых пластинок обошел по объемам выручки рынок CD (притом намного).
В середине марта 2020 года у крупнейших звукозаписывающих компаний и прочих участников мирового музыкального рынка случился самый что ни есть "черный день". Цифры в отчетах по объемам недельной реализации музыкальных альбомов однозначно фиксировали худшую неделю за целых 60 лет. А в марте, как мы теперь все знаем, глобальная пандемия только-только начиналась.
После мартовских отчетов одной сплошной чередой последовали и другие, не менее "черные дни". И за 10 следующих месяцев 2020-го индустрия живой музыки в мире фактически застопорилась. Музыканты и лейблы теперь раз за разом переносят сроки выпуска новых альбомов, а надежды на скорое возобновление концертных туров по-прежнему остаются не более, чем надеждами.
Потому в столь безрадостных реалиях к положительным новостям, которые начали поступать с рынка винила еще в сентябре, глобальный музыкальный бизнес отнесся с удвоенным вниманием. Тем более, что и новости того заслуживали. Еще бы, впервые за последние 34 года на виниловые пластинки люди потратили денег больше, чем на компакт-диски. И это официальная статистика!
Тем более, что данный феномен нынче выглядит так, как будто заслуженная награда наконец-то нашла давно постаревшего героя. Винил, с которым мир, казалось бы, попрощался навеки еще в конце 90-х, и который если и имел свою нишу на каком-то рынке, то максимум на блошином, не только незаметно ожил и взбодрился, но и год за годом наращивал объемы продаж.
Более того, только по итогам прошлого года выручка от реализации музыкальных альбомов на виниловых носителях удвоилась. Но как такое могло произойти? Оказывается, тому есть свои, весьма веские причины:
1. У любителей винила свой подход
Современный человек музыку слушает практически где угодно: дома, на работе, в транспорте. А благодаря сервисам потоковой передачи музыки, композиции или альбомы даже качать не обязательно, можно слушать их и просто онлайн.
Однако человек, который покупает виниловые пластинки, и слушает музыку не так, как все. Для него значение имеет не только она сама, но и еще уйма других, не менее значимых элементов процесса. Он не просто слушает пластинку, он её изучает, ему нравится характерный шорох винила, под который можно забыть обо всем на свете.
А поскольку в этом году всем приходится сидеть по домам, то и времени послушать музыку именно так, более вдумчиво, без прежней спешки и с возможностью, так сказать, полного погружения, объективно больше.
2. Поклонники винила значительно моложе, чем принято было думать
Старый рокер, который неспешно травит свои древние байки продавцу у прилавка такого же древнего и захламленного музыкального магазина... Ничего подобного! Это все - банальные вчерашние штампы, не более.
Как отметил в недавнем интервью Скотт Хаген, гендиректор компании Victrola, у 60% представителей так называемого поколения миллениалов, то есть молодых людей в возрасте от 18 до 29 лет, есть проигрыватели винила, и они покупают пластинки регулярно.
3. Винил как надежное вложение
Сегодня на виниловых носителях выпущено не просто очень много классики в отличном качестве. Буквально каждую неделю выходит как минимум еще одно переиздание или очередное эксклюзивное музыкальное издание, в роскошном оформлении и с прекрасными буклетами.
Плюс, не реже раза в год на Record Store Day (всемирно знаменитый День музыкального магазина) к удовольствию настоящих поклонников винила выпускаются ограниченными тиражами юбилейные или коллекционные альбомы.
Только за прошлый 2020 год в мире продано было более 800000 таких пластинок. И это еще один рекорд. Кроме того, в отличие от большинства альбомов на современных аудионосителях редкие музыкальные издания на виниле с каждым годом только дорожают. Притом до того уровня, когда хорошие коллекции по своей стоимости превышают даже суммы вкладов на солидных пенсионных счетах.
4. Винил меняет привычки
Каждый уважающий себя исполнитель стремится записать хороший музыкальный альбом. Но реальность такова, что хорошим получается далеко не каждый альбом. Зато за десятки лет человечество наиздавало бесчисленное множество откровенно халтурных и плохих записей.
Да, нынче в топы музыкальных сервисов артисты вполне успешно выскакивают и с одной единственной песней. И так везет многим. Вот только, когда слушаешь альбом на виниле, то почему-то нет никакого желания раз за разом бегать к проигрывателю, чтобы быстренько "промотать" плохой трек, как на смартфоне.
Хочется нормально послушать всю пластинку целиком. Следовательно, это должен быть хороший альбом, с хорошей и качественно записанной музыкой, которую на самом деле хочется слушать непрерывно, с самой первой и до последней секунды.
5. Винил просто выгоднее
Разумеется, винил был и остается продуктом сугубо нишевым. Даже несмотря на нынешние рекорды в продажах и учиненную данным явлением некоторую эйфорию в музыкальном мире. 85% от общего объема музыкального контента в мире потребляется сегодня через популярные онлайн-сервисы потоковой передачи аудио (хоть и на фоне непрерывного снижения количества платных загрузок).
Но рынок CD за минувший год действительно очень потерял в "весе". И пусть в количественном отношении музыкальных компакт-дисков, как и раньше, продается больше, чем виниловых пластинок, но пока массовый покупатель больше денег тратит не на маленькие диски, а именно на большие пластинки в красивых цветных обложках и с объемистыми буклетами из дорогой бумаги.
Вот и выходит, что громоздкий и "старый" винил, влияя таким вот нехитрым образом сразу на все органы чувств человека, ничуть не разучился нас впечатлять и радовать. А компактные диски в пластиковых футлярчиках и даже ультрасовременные и супербыстрые онлайн-сервисы за ним все никак не поспевают.