Сентябрь 28, 2016

Как музыка изменила мир. Вам нужна еще одна революция?

HD 414

МЕСТО

Здесь будущее аудио формируется прямо сейчас. Именно в таких местах всегда много музыки и прекрасного звука. Именно тут собираются люди, которым нравится экспериментировать и создавать что-то новое. И тут у них всегда есть возможность услышать самим и продемонстрировать окружающим феноменальное аудио. В разделе "МЕСТО" мы приглашаем вас заглянуть за кулисы этих самых лучших и самых разных аудио-мест: от известных музыкальных клубов до легендарных студий звукозаписи и самых знаковых для мира аудио и искусства встреч и собраний.

АВТОР: ГЮНТЕР УЛЬРИХ
ФОТО: V & A MUSEUM LONDON









Так уж получилось, что выступление, которое потом назвали самым выдающимся событием в музыкальном мире 1960-х годов, воочию наблюдать повезло немногим. Хотя все должно было сложиться совсем иначе. Однако именно в тот день хэдлайнер фестиваля Woodstock Джими Хендрикс, который должен был закрывать все мероприятие, задержался и на сцену вышел только в 8 утра в понедельник, когда на поле перед ним оставалось всего несколько тысяч зрителей (из полумиллиона днем ранее), а уборщики уже принялись приводить опустевшую территорию в порядок. Но артиста это ни коим образом не смутило. Он просто вышел и сделал то, что делал всегда: взял свою гитару, привычным движением подключил ее к усилителю и начал играть. Но то, что он играл, стало настоящей революцией, которая всего за три минуты изменила всё.
И дело было даже не в том, что Хендрикс опускал тремоло до отказа и зверски коверкал ноты. И не в том, что его гитара выла и визжала неимоверно. Отнюдь. Просто именно в его исполнении в этот день музыка прозвучала как настоящий политический манифест, каждая нота которого стала обвинительным актом, несущим скорбь и протест, полным гнева воззванием против войны во Вьетнаме, за свободу и стойкость.
И вот 47 лет спустя, то самое выступление из того самого понедельника августа 1969-го, возрождается в лондонском V & A Museum с помощью аудиосистемы AMBEO® 3D. Новая выставка открыла свои двери 10 сентября, чтобы перенести в настоящее бунтарей и героев поздних 1960-х. Называется она "You Say You Want a Revolution? Records and Rebels 1966-1970" ("Вам нужна еще одна революция? Записи и бунтари 1966-1970") и проходит под патронатом Джеффри Марша и Виктории Броукс, организаторов сенсанционной "David Bowie is", которая проводилась в 2013 году и была посвящена не менее знаменитому музыкальному смутьяну - Дэвиду Боуи. Sennheiser является официальным партнером новой выставки и взяла на себя обязанности по аудиообеспечению всего мероприятия, которое проходит в самом известном в мире музее музыки, дазайна и изобразительного искусства, с задействованием самых современных технических решений компании.
"ОТВЕТ НА ВОПРОС, КУДА ДВИЖЕТСЯ ЭТОТ МИР, СЛЕДУЕТ ИСКАТЬ В 1960-Х"
"Мировозренческие идеалы, которыми жил мир в 1960-х годах, вновь возродились в наше время: раскрепощенность, толерантность, равноправие и неприятие расизма", - отмечает директор V & A Museum Мартин Рот. Он искренне надеется, что эти идеалы будут восприняты каждым посетителем выставки, но также хочет, чтобы она стала неким предостережением для всех музейных завсегдатаев. - "Задумайтесь над тем, что вы делаете для того, чтобы эти идеалы стали ближе. Наша выставка чрезвычайно увлекательна, однако она в то же время поднимает целый ряд очень непростых вопросов".
В одном из центральных залов выставки установлены огромные экраны, на которые непрерывно проецируются кадры легендарного выступления Хендрикса. Сначала - черно-белые фото, на которых музыкант предстает с абсолютно непроницаемым лицом, а потом мы видим его с широко раскрытым в безмолвном крике ртом. И внезапно этот его крик вместе со звуками гитары, вторящей грохоту бомбовых разрывов и пулеметных очередей Вьетнамской войны, вдруг заполняют все вокруг. Цифровая система Sennheiser GuidePort знакомит посетителей выставки с эпохальным саундтреком, и восемь динамиков Sennheiser уникальным образом переносят революционный звук из прошлого в сегодняшний Лондон.
Просто мурашки по коже! И вызваны они не столько исторической важностью момента, сколько самым непосредственным эффектом от работы алгоритма повышающего микширования AMBEO® 3D. Пронзительный вой гитары Хендрикса доносится со всех сторон - слева, справа, сверху и снизу, сопровождаемый криками и аплодисментами людей из зала. У технологии трехмерного звучания отсутствуют зоны фокусировки, потому слушателю кажется, что звук приходит отовсюду. И слушатель в полной мере ощущает всю неповторимую атмосферу того революционного Вудстока, который уже без малого полвека продолжают называть кульминацией движения хиппи и легендой в истории контркультуры Америки.
"СИСТЕМА AMBEO® САМА ПО СЕБЕ ВОСПРИНИМАЕТСЯ, КАК САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ЭКСПОНАТ ВЫСТАВКИ. ДЛЯ ПОСЕТИТЕЛЕЙ ОНА - ИСТОЧНИК СОВЕРШЕННО НОВЫХ, НЕПЕРЕДАВАЕМЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЙ".
"Очень важно, чтобы на этой выставке различные технологии стали единым целым", - считает Мартин Рот. Директор V & A Museum уверен, что нет ничего более унылого, чем красиво одетые, но безжизненные манекены, и предпочитает те выставки, красочности и живости которым придают кино, фотографии и музыка. - "Система AMBEO® сама по себе воспринимается, как самостоятельный экспонат выставки. Для посетителей она - источник совершенно новых, непередаваемых впечатлений".
"На этой выставке нам нужен был не просто звук фантастического качества", - рассказывает куратор мероприятия Джеффри Марш. - "Мы очень хотели напомнить, как эту музыку слушали". И компания Sennheiser оказалась идеальным партнером. "Для нас была честью возможность поработать совместно со звукоинженерами из Ганновера, которые занимались установкой этой невероятной аудиосистемы", - продолжает Марш. - "На слушателей она произвела очень большое впечатление. От нее буквально волосы на голове шевелятся".
Тут же, в зале, сразу под динамиками на импровизированной зеленой лужайке из искусственной травы разбросаны несколько кресел мешков и стоит стеклянный шкаф, в котором выставлены остатки разбитой когда-то Джими Хедриксом гитары, а также пара его целых Fender-ов.
В целом же, Виктории Броукс и Джеффри Маршу удалось собрать в V & A Museum более 600 самых разных экспонатов. В их числе - костюм, в котором Джордж Харрисон снимался в "Оркестре клуба одиноких сердец сержанта Пеппера", оригинал текста песни Джона Леннона "Imagine," написанный от руки на листе для заметок нью-йоркского отеля "Хилтон", барабаны The Who. Здесь можно увидеть много предметов одежды, обложки пластинок, инструменты, рисунки и постеры. Однако наиболее ценными экспонатами, которые сами организаторы называют ее "основой выставки", являются более чем 200 уникальных виниловых пластинок из личной коллекции легенды радио Джона Пила.
ВЫСТАВКА, КОТОРАЯ РАСШИРЯЕТ ГРАНИЦЫ
"Мы изначально планировали такую выставку, которая расширила бы границы самой концепции выставочного дела", - поясняет Виктория Броукс. По тематике 1960-х прежде проводилось много выставок, однако все они организовывались как мероприятия монотематические, на которых внимание посетителей фокусировалось в основном на моде, постерах или музыке. "Но мы увидели связь между этими темами", - рассказывает Броукс. - "Собрав их вместе, мы получаем возможность по-новому продемонстрировать совершенно разные вещи и вместе с тем предоставить посетителям возможность поразмыслить над тем, какое значение они имеют сегодня".
"СЛУШАЯ САУНДТРЕК, ПОСЕТИТЕЛЬ ВИДИТ И СЛЫШИТ ВО СТО КРАТ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ЕСЛИ БЫ ОН ПРОСТО ОСМАТРИВАЛ ПРЕДМЕТЫ, РАССТАВЛЕННЫЕ ЗА СТЕКЛЯННЫМИ ВИТРИНАМИ".
И Викторию Броукс, и Джеффри Марша не интересовала ностальгия, по их замыслу выставка, которую они собирали, должна была быть актуальной для современного посетителя. По общему мнению обоих кураторов "You Say You Want a Revolution? Records and Rebels 1966-1970", в свете предстоящих президентских выборов в США, референдума за выход Великобритании из Европейского союза и нынешней ситуации в Европе Шестидесятые приобретают особое значение: "То было время, когда можно было мечтать и осуществлять свои мечты. Если сейчас вас интересует вопрос, как достичь в жизни чего-то действительно важного, просто оглянитесь и посмотрите на людей, которые жили в 1960-х".
В годы, когда за некоторые преступления в Англии еще существовало наказание в виде смертной казни через повешенье, когда аборты и гомосексуализм находились под запретом, музыке досталась чрезвычайно важная роль. "Почти все газеты и телевизионные каналы контролировались правительством", - напоминает Джеффри Марш. - "А молодежь объединяла музыка. Музыка стала понятной всему миру формой общения и фактически взяла на себя роль, которую сегодня играют средства массовой информации. В конце шестидесятых благодаря музыке люди смогли почувствовать себя частью большого мира". По мнению Марша, движение за защиту окружающей среды тоже начиналось в те годы, так же как и борьба за права геев и вообще вся наша нынешняя эра коммуникационных технологий: "Нам это всё кажется совершенно нормальным. Именно поэтому мы сосредоточили свое внимание на ключевых фигурах, которые всего за пять лет, в период с 1966 по 1971 годы, сумели создать грандиозный вихрь, сотрясший искусство, музыку и даже политику".
И эта выставка тоже стала революцией. Настоящая революция звука породила новые, уникальные способы его восприятия. "Без этого саундтрека выставка так и осталась бы ничем", - говорит Марш, имея в виду, что музейное дело на сотни лет застыло в развитии, и люди как и раньше просто переходили бы из зала в зал, рассматривая разные вещи. - "Еще на этапе подготовки выставки Дэвида Боуи мы осознали, что визиты в музеи можно сделать гораздо более увлекательными для посетителей, в том числе и с помощью наушников, в которых будет воспроизводиться песня, соответствующая определенной теме или месту. Компания Sennheiser предоставила нам очень многообещающий, совершенный звук, а также новый способ его восприятия, который также полностью преобразовывает содержание выставки. Теперь и посетители ведут себя совсем иначе. Они уже не так скованы, иногда они танцуют или поют, проходя по залам. Музыка расслабляет. И любой из наших посетитель получает гораздо больше, чем если бы они только разглядывали вещи в стеклянных ящиках".
Подготовкой этого более чем захватывающего саундтрека, о котором упомянул Джеффри Марш, занималась звукорежиссер Каролин Даунинг. Она переписала его из оригинального винилового носителя и обработала так, чтобы его настоящее звучание осталось неизменным. То есть, чтобы характерные звуки трения иглы проигрывателя по полотну пластинки ни в коем случае не исчезли за кристальной четкостью современного аудио. "Молодежь должна понять дух именно той музыки", - убеждена Каролин. - "Мы хотим, чтобы посетители по-настоящему почувствовали себя в шестидесятых".
Виктория Броукс, по ее совам, верит, что, быть может, какие-то новые чувства заставят их призадуматься: "Каждый из наших посетителей должен выйти отсюда, унося с собой самый главный вопрос: какая революция будет следующей?"
Напомним, выставка "You Say You Want a Revolution? Records and Rebels 1966-1970" будет проходить в лондонском V & A Museum до 26 февраля 2017 года.