Август 5, 2021
Войди в свой аккаунт, чтобы зарабатывать бонусы-ов за шару!

МИКРОФОНЫ SENNHEISER MD 445 И MD 435 – ОБЗОР СПЕЦИАЛИСТА

FOH-звукорежиссер Blue Oyster Cult Стив Ла Серра делится профессиональным мнением о новых вокальных микрофонах MD 445 и MD 435 от Sennheiser, которые он специально, в целях непосредственного с ними знакомства взял с собой в очередной концертный тур группы.

Серия MD, которая включает динамические микрофоны премиум-класса как вокального, так и инструментального типа, является, безусловно, самой именитой у Sennheiser, выпускается она уже более 75 лет и пользуется неизменно огромной популярностью во всем мире.

Новейшие представители серии MD, проводные MD 435 и MD 445 - это не просто два ручных вокальных микрофона премиум-уровня, в настоящее время это фактически топовые модели коллекции, которые изначально ориентированы на эффективную работу в условиях очень шумной и акустически сложной сцены и перед самой требовательной аудиторией.

Внешне микрофоны MD 435 и MD 445 схожи, как по размерам, так и по дизайну. Оба выполнены в стильных и элегантных корпусах с приятным темно-атласным покрытием и даже в руке ощущаются практически одинаково - оба прочные, надежные и немножко тяжеловатые. Единственное внешнее их отличие, ненавязчиво так подчеркивающее, что это разные микрофоны - металлические решетки капсюлей: у суперкардиоидного MD 445 "корзина" заметно короче и более плоская, чем у кардиоидного MD 435. Капсюли у обоих новых MD имеют высокотехнологичные алюминиево-медные звуковые катушки, обеспечивающие быструю переходную характеристику, а также специальные шумокомпенсирующие катушки для защиты сигнала от электромагнитных помех и встроенные виброизолирующие подвесы для защиты от так называемых структурных шумов.

Поставляются Sennheiser MD 435 и MD 445 в фирменных картонных упаковках. Помимо самого микрофона в комплект поставки каждой из моделей входят также удобный нейлоновый чехол (для транспортировки и хранения микрофона), держатель с зажимом для стойки и по пять сменных защитных прокладок, которые устанавливаются под решетку капсюля. В книжечке-инструкции по быстрой настройке микрофона просто и понятно проиллюстрирована вся необходимая информация относительно того, как микрофон подключить и как установить его на сцене правильно с учетом особенностей его диаграммы направленности.

Новые вокальные микрофоны MD 435 и MD 445 от Sennheiser

Коротко об основных характеристиках Sennheiser MD 435 и MD 445
У MD 435 частотный диапазон - от 40 Гц до 20 кГц, с графиком частотной характеристики, который показывает подъем кривой с 2 кГц до максимальных 8 дБ на 6 кГц, последующим снижением до +5 дБ при 8 кГц и откатом выше 10 кГц. MD 435 способен эффективно работать при максимальном уровне звукового давления 163 дБ на частоте 1 кГц и имеет эквивалентный уровень шума 17 дБА, что дает динамический диапазон 146 дБА. Номинальное сопротивление - 245 Ом.

Капсюль микрофона MD 435 (MM 435) в полной мере унаследовал все лучшие акустические свойства и фантастическую надежность модели Sennheiser MD 9235, выдающегося динамического капсюля, который компания выпускает исключительно для беспроводных ручных передатчиков Sennheiser топового уровня, разработанных для прямых эфиров и живых трансляций.

И к слову, сегодня микрофонные капсюли MM 435 и MM 445 отлично зарекомендовали себя в качестве полноценной (и недорогой) замены MD 9235, они тоже имеют универсальный интерфейс и с успехом применяются, в том числе и с беспроводными микрофонами Sennheiser таких популярных серий, как evolution wireless G4 и 2000, а также с флагманскими моделями Digital 6000 и Digital 9000.

У MD 445 частотный диапазон аналогичный - от 40 Гц до 20 кГц, но с общим уклоном в сторону верхних частот спектра от 50 Гц до 2 кГц. График частотной характеристики демонстрирует широкий пик между 3 и 8 кГц и довольно крутой спад выше 10 кГц. Максимальный уровень звукового давления у MD 445 составляет 163 дБ, а эквивалентный уровень шума - 18 дБА, что дает динамический диапазон 145 дБА. Номинальное сопротивление - тоже 245 Ом.

В нынешнем нашем концертном туре за последние пару месяцев у меня была возможность весьма активно протестировать оба эти микрона в самых разных условиях и с разными вокалистами. Скажу, что для меня буквально сразу же стало очевидным, что и MD 435, и MD445 предельно эффективно и без каких-либо проблем устраняют любые нежелательные звуки. "Протечки" от мониторных клинов или инструментов на сцене если были, то самые минимальные, а при относительно невысоких уровнях громкости сцены никаких каких-либо значимых протечек эти микрофоны вообще не допускают.

При этом MD 435 и MD 445 отличаются еще и сравнительно небольшой досягаемостью, оба заметно "тушат" звук, стоит только отвести микрофон ото рта всего на каких-то 20-30 сантиметров. В первую очередь, это относится, конечно же, к вокалу. Потому если певец привык работать, держа микрофон на довольно большом расстоянии, то, думаю, Sennheiser MD 435 и MD 445 ему вряд ли понравятся.

Стив Ла Серра о Sennheiser MD 435
Микрофон MD 435 передает тембр очень плавно и сбалансировано, потому прекрасно подходит вокалистам и вокалисткам с отчетливо акцентированными высокими и средними частотами в голосе. И подойдет он еще и потому, что у него имеется весьма редкая способность аккуратно сглаживать как раз излишне агрессивные высокие и средние без какого-либо ущерба для выразительности вокала. Следовательно, если вы звукорежиссер и работаете с певцом или певицей, у которых голоса иногда звучат явно резковато, то MD 435 - хорошее решение.

Ну а когда с MD 435 работает вокалист, у которого в голосе высоких не так много (или даже меньше, чем того хотелось бы), то эта задачка, как правило, без проблем решается с помощью эквалайзера. Полка высоких у MD 435 начинается с 3 кГц и с усилением на 2 или 3 дБ, благодаря чему микрофон легко и правильно раскрывает практически любой "тёмный" голос. И что характерно, для этого ему не требуются никакие добавки в низких средних, которыми в таких ситуациях звукорежиссеры обычно стараются поправить качеств артикуляции или помогают вокалу не затеряться в перегруженном миксе.

Самый "прощающий" захват и стабильную частотную характеристику MD 435 обеспечивает, когда источник звука сориентирован в диапазоне ±30 градусов относительно оси направленности. Если источник отклоняется от неё на 45 градусов и дальше, то сразу же начинают заметно падать низы и звук значительно затухает. А вот если отклонить микрофон на 90 градусов, то никаких особенных изменений не происходит, что наилучшим образом свидетельствует о том, насколько эффективно MD 435 умеет отсекать звуки вне оси направленности. Так что, как только этот микрофон вокалист поставит под углом 90 градусов, сразу же получит то, что заслужил, ни больше, ни меньше!

Расширение в диапазоне низких у MD 435 тоже очень хорошее, что однако имеет свои особенности, которые в обязательном порядке надо учитывать: микрофон отлично улавливает и передает всю брутальность чисто мужского вокала, но вместе с тем может слишком четко, буквально хлопками передавать звучание глухих согласных. А устраняется эта неприятность установкой фильтра верхних в диапазон 100-130 Гц (в зависимости от характера вокала).

Что же касается эффекта приближения, то у MD 435 он становится наиболее отчетливым и приятным, если певец держит микрофон на расстоянии примерно 7-10 сантиметров от рта. Но опять-таки, даже когда губы касаются решетки капсюля, то эффект приближения у MD 435 все равно получается очень естественным и ненавязчивым.

Стив Ла Серра о Sennheiser MD 445
Надо сказать, что модели MD 435 и MD 445 отличаются не просто диаграммами направленности, это очень особенные и очень разные по характеру передачи звука микрофоны. Sennheiser MD 445 передает вокал ощутимо мощнее и даже агрессивнее, помогая ему таким образом пробиваться и выделяться в любом миксе, даже в самом сложном и загруженном и даже, когда сам вокал довольно слабый и иначе обречен теряться в таком миксе по сугубо естественным причинам. В связи с этим считаю, что MD 445 оптимально подходит вокалистам, у которых в голосе не хватает природной (врожденной) пробивной остроты, средние частоты либо вообще теряются, либо крайне слабо выражены.

Если взять для примера нашу Blue Oyster Cult, то MD 445 отлично подходит Дональду "Buck Dharma" Розеру. Потому что у Дональда очень мягкий тембр голоса, и его надо постоянно или снижать до примерно 300 Гц, или усиливать в диапазоне 3-4 кГц, иначе голос просто пропадает в миксе. А когда Дональд работает с MD 445, то мне остается всего лишь иногда и слегка (-2 дБ при 340 Гц) корректировать общую его выразительность эквалайзером. Но вместе с тем уточню, что вокал у Розера не "шипящий", то есть, со звуками "С" и "T" у MD 445 проблем не возникает. Но вот если певец от природы "шипит", то с этим надо быть внимательнее, так как MD 445 способен все шипящие выставить напоказ в самый неожиданный момент и там, где этого категорически не требуется.

Заодно также добавлю, что Sennheiser MD 445 может внезапно захватывать и некоторое очень серьёзные "низы", подчеркивая и превращая их в некие неожиданные и ненужные "хлопки", которые могут еще и усиливаться из-за эффекта приближения (и будут значительно заметнее, чем у MD 435). Эту проблему я тоже устранял с помощью фильтра высоких частот, устанавливая его в диапазоне 100-120 Гц - ничего сложного, но очень помогает убрать хлопающие звуки в вокале тех исполнителей, которые любят держать микрофон поближе.

Насчет дистанций. Оптимальным расстоянием для MD 445, похоже, являются 2-5 сантиметров - именно на таком расстоянии ото рта вокалиста микрофон в буквальном смысле расцветает. Но также может ловить больше шумов от дыхания, чем MD 435, и это тоже надо учитывать.

Плюс к этому, с внеосевыми характеристиками у MD 445 тоже не все так просто - он, в отличие от MD 435, некоторые моменты прощать не будет. Когда источник звука уходит от оси микрона на те же 30 градусов, то затухание происходит уже в диапазоне 6 дБ, а высокие падают едва ли не мгновенно. При отклонении более чем на 45 градусов MD 445 вообще мало что захватывает. Поэтому я бы не рекомендовал давать его вокалистам, которые часто поют без микрофона.

Sennheiser MD 445, как и MD 435, тоже чрезвычайно эффективно изолирует голос от любых внешних шумов. Я, правда, думал, что MD 445 в этом плане будет даже еще чуть получше, чем 435-й. Однако, повторюсь, оба эти микрофона отлично справляются со сторонними шумами, включая структурные, а также любые шумы, которые передаются через стойку микрофона.

Ну и в завершение этого своего небольшого рассказа скажу, что инженеры Sennheiser с MD 435 и MD 445 поработали очень грамотно и профессионально. Частотные характеристики у обоих микрофонов широкие и плавные, каждая модель четко ориентирована на качественную работу с вокалом своего типа. Но обе одинаково эффективно помогают голосу правильно и без лишней резкости выделяться в любом миксе и хорошо звучать даже на очень громкой и загруженной сцене, в том числе и когда певец держит микрофон на очень близком расстоянии. MD 435, конечно, более снисходителен к любителям такой манеры исполнения, чем MD 445, но ненамного.

И еще раз подчеркну, что и Sennheiser MD 435, и Sennheiser MD 445 крайне эффективно подавляют сторонние (вне оси направленности) и фоновые шумы, обеспечивая самый минимум протечек, что реально помогает в работе. В целом же оба микрофона - это современные высококлассные аудиоинструменты, которые рассчитаны, в первую очередь, на серьёзную профессиональную работу на музыкальных мероприятиях наивысшего уровня и перед очень требовательной аудиторией.