Март 16, 2018
Войди в свой аккаунт, чтобы зарабатывать бонусы-ов за шару!

WITNESS: ЗА КУЛИСАМИ КОНЦЕРТНОГО ТУРА КЭТИ ПЕРРИ

В феврале подошел к своему концу североамериканский этап концертного тура Кэти Перри Witness: The Tour, который стартовал 19 сентября минувшего года с грандиозного выступления певицы на арене знаменитого спортивного комплекса Bell Centre в Монреале.

Однако завершилась только первая часть глобального турне звезды. Witness: The Tour распланирован на целый год, состоит из семи этапов и закончится должен 21 августа этого года в Новой Зеландии.

Так что, у Кэти Перри впереди - еще не менее 47 концертных дней и десятки выступлений в самых разных регионах и странах мира, в том числе в Бразилии, в Японии, в Германии и Великобритании, и на финише - целых 6 концертов в Океании. И у звукорежиссеров и техников её команды тоже еще очень много работы.

Текст и фотографии: Стива Дженнингса
По материалам интернет-журнала: fohonline.com

Witness: за кулисами концертного тура Кэти Перри
Witness: за кулисами концертного тура Кэти Перри
Witness: за кулисами концертного тура Кэти Перри
Witness: за кулисами концертного тура Кэти Перри
Witness: за кулисами концертного тура Кэти Перри
Witness: за кулисами концертного тура Кэти Перри
Witness: за кулисами концертного тура Кэти Перри
Witness: за кулисами концертного тура Кэти Перри
Witness: за кулисами концертного тура Кэти Перри
Witness: за кулисами концертного тура Кэти Перри
Witness: за кулисами концертного тура Кэти Перри
Witness: за кулисами концертного тура Кэти Перри
Witness: за кулисами концертного тура Кэти Перри
Witness: за кулисами концертного тура Кэти Перри
Witness: за кулисами концертного тура Кэти Перри
Witness: за кулисами концертного тура Кэти Перри
Witness: за кулисами концертного тура Кэти Перри
Witness: за кулисами концертного тура Кэти Перри
Witness: за кулисами концертного тура Кэти Перри
Witness: за кулисами концертного тура Кэти Перри
Witness: за кулисами концертного тура Кэти Перри
Witness: за кулисами концертного тура Кэти Перри
Witness: за кулисами концертного тура Кэти Перри
Witness: за кулисами концертного тура Кэти Перри
Witness: за кулисами концертного тура Кэти Перри
Witness: за кулисами концертного тура Кэти Перри
Witness: за кулисами концертного тура Кэти Перри
Witness: за кулисами концертного тура Кэти Перри
Witness: за кулисами концертного тура Кэти Перри

В феврале подошел к своему концу североамериканский этап концертного тура Кэти Перри Witness: The Tour, который стартовал 19 сентября минувшего года с грандиозного выступления певицы на арене знаменитого спортивного комплекса Bell Centre в Монреале.

Однако завершилась только первая часть глобального турне звезды. Witness: The Tour распланирован на целый год, состоит из семи этапов и закончится должен 21 августа этого года в Новой Зеландии.

Так что, у Кэти Перри впереди - еще не менее 47 концертных дней и десятки выступлений в самых разных регионах и странах мира, в том числе в Бразилии, в Японии, в Германии и Великобритании, и на финише - целых 6 концертов в Океании. И у звукорежиссеров и техников её команды тоже еще очень много работы.

Но пользуясь тем, что у ребят сейчас нечто вроде небольшого "привала", мы обратились к ним с просьбой рассказать, как проходит тур, и как им работается, и они согласились поговорить и поделиться своими впечатлениями.

Итак, знакомьтесь: FOH-звукорежиссер тура Тоби Фрэнсис, системный FOH-инженер Пол Джамп и мониторный звукорежиссер команды Дэйв Рупш. Техническим обеспечением концертов занимаются также специалисты компании Clair Global.

Witness: за кулисами концертного тура Кэти Перри

АППАРАТУРА
В настоящее время Фрэнсис работает с профессиональной концертной цифровой системой микширования Yamaha PM10 Rivage на 88 входов. По словам Тоби, за десяток лет до этого он успел освоить DiGiCo SD7, 8 и 10 и даже пробовал несколько более новых систем Avid и Solid State Logic:

"Это очень серьёзное оборудование. Каждая такая система оснащается 32-битным процессором сигнала с плавающей точкой и способна обеспечивать высочайшее качество звука. Лично мне понравились все, но именно PM10 действительно впечатлила своим функционалом. К примеру, у неё на входных каналах предусмотрены четырёхполосные параметрические эквалайзеры, а на выходных - 8-полосные PEQ с новыми алгоритмами, плюс виртуальные приборы динамической обработки звука. Есть ещё функция Silk с режимами "Red", "Blue" и регулятором "Texture". С её помощью по мере необходимости можно добавить в звук немного аналогового "лоска" и плотности. Включаешь Silk - и уже не нужно слишком усердствовать с эквалайзерами".

Witness: за кулисами концертного тура Кэти Перри

Специалисты технической команды КЭТИ ПЕРРИ: мониторный инженер Бен Дэвид, мониторный звукорежиссер Дэйв Рупш и РЧ-координатор Джастин Робинсон 

На Yamaha PM10 Rivage Тоби Фрэнсиса установлены наборы плагинов 1073 и 1076, четырёхполосные динамические эквалайзеры, четырхполосный многоканальный компрессор и режимы "Red" и "Blue" системы Silk.

"В работе плагины Yamaha почти неотличимы от оригинальных аппаратных модулей, с которых они смоделированы, и даже реагируют с той же реалистичностью, что и настоящие. 1073-й я совсем чуть-чуть дополняю эквалайзером, в итоге получается более глубокий входящий сигнал, а микс становится,... как бы это сказать... более музыкальным. С PM10 я могу применять некоторые встроенные эффекты, на других консолях так не получалось. Вариантов очень много. Видно, что Yamaha и TC Electronic не зря тратят годы на разработку каждого эффекта. У того же Eventide H3000 Ultra-Harmonizer все эффекты звучат с качеством оригинала. Потому я очень доволен и своей PM10, и тем звуком, который мы с ней делаем".

Witness: за кулисами концертного тура Кэти Перри

Специалисты технической команды КЭТИ ПЕРРИ: FOH-инженер Пол Джамп (Clair Systems) и FOH-звукорежиссер тура Тоби Фрэнсис

Комплект дополнительного оборудования, с которым работает Тоби Фрэнсис на концертах Witness: The Tour, тоже довольно объемный и включает суммирующий микшер Rupert Neve Designs 5059, компрессор Rupert Neve Master Buss Processor, Allen Smart C2, два трехполосных стереокомпрессора Tube Tech SMC-2B, компрессор IGS Multicore, двухканальный стереокомпрессор API 2500, четыре динамических процессора-эмулятора аналоговой ленты Rupert Neve 542, монофонический эквалайзер Rupert Neve 551 Inductor EQ, стерео компрессор с USB автоматизацией параметров WesAudio Dione, два компрессора Mima, монофонический компрессор-лимитер Rupert Neve 543, ламповый пассивный эквалайзер WesAudio LC-EQP (Pultec style), а также пару RND Wendell Jr и четыре цифровых процессора Lake LM44.

"Clair Global предоставила мне доступ к её практически неограниченным запасам профессиональной аппаратуры, так что, у меня была возможность протестировать свою систему с самым разнообразным допоборудованием и составить оптимальный вариант конфигурации, - уточняет Тоби Фрэнсис, демонстрируя нам стойку со всем перечисленным "хозяйством. - Конечно, пришлось много слушать и много сравнивать, чтобы в полной мере понять и правильно оценить потенциал каждого отдельного прибора. Но если среди ваших давних друзей есть несколько знаменитых звукорежиссеров, с которыми вы постоянно делитесь новой информацией, то и дело несколько упрощается. Дружба с такими талантливыми людьми дорогого стоит".

Witness: за кулисами концертного тура Кэти Перри

Специалисты технической команды КЭТИ ПЕРРИ: звукорежиссер фонограмм Коул Гион

По словам Тоби Фрэнсиса, Кэти больше нравится микс в стиле классических студийных записей, но с повышенной динамикой:

"У старых песен по-настоящему пробивные низы, у новых композиций они более современные, более растянутые, впрочем, это всё решаемо. Единственная моя проблема на концертах Кэти - это сама Кэти. В ходе выступлений она очень часто поет с подиумов или рамп и оказывается перед портальной системой. Но даже в таких ситуациях её голос все равно должен звучать идеально, и мне надо придумывать, как это обеспечить. Моя Yamaha PM10 вроде как позволяет мне найти пару нужных децибел. К тому же у меня всегда есть сразу три входящих канала для вокала, которые я могу настроить для работы в наиболее проблемных зонах сцены.

На PM10 я выставляю один основной канал для передачи вокала на весь концерт. Перед началом Witness: The Tour у нас было порядка трех месяцев сплошных репетиций, где каждый отдельный технический элемент шоу отрабатывался до совершенства. Кэти и Крис Пули [музыкальный режиссер Кэти Перри - прим. авт.] принимали в этом самое непосредственное участие, потому как только находилось нужное решение, его тут же пускали в работу и повторяли каждый вечер, на каждой следующей репетиции. Такой вот пример настоящей командной работы и продвижения инициативы сверху донизу".

Witness: за кулисами концертного тура Кэти Перри

КЭТИ ПЕРРИ (фото Стива Дженнингса)

СИСТЕМА
"Портальную Clair CO12 я выбрал, поскольку она обеспечивает наилучший результат при самых минимальных усилиях с моей стороны, - поясняет Тоби Фрэнсис. - В общем же мы используем 12 сабвуферов, хотя CP2-18 настолько хороши, что в другое время мне бы вполне хватало и половины от этого количества. Большая часть нагрузки приходится на три саба, которые установлены за основной подвеской. Напольные сабвуферы перекрывают всю нижнюю зону. Кстати, вся наша портальная система с комплектами динамиков, усилителей и кабелями, не смотря на её внешнюю громоздкость, легко умещается в 40-футовый автофургон. А наш Пол Джамп умеет раз за разом собирать всю PA так, чтобы она звучала всегда одинаково качественно и точно. Притом управляется с нею мастерски и всегда вовремя".

Witness: за кулисами концертного тура Кэти Перри

PA-система Clair CO12 КЭТИ ПЕРРИ

Как управиться с Системой
Сам Пол Джамп в Clair Global работает уже более 17 лет, а не так давно в компанию пришел и его сын. И как пошутил Пол: "Компания такая большая, что в ней чувствуешь себя как дома".

Основная подвеска PA-системы состоит из 16 динамиков Clair Cohesion CO12, непосредственно за ней подвешены три сабвуфера Clair CP 2-18 с кардиоидной характеристикой направленности. Боковая подвеска включает 16 динамиков Clair I-3 на сторону, плюс еще шесть сабвуферов Clair CP 2-18 расположены по центру. Пара Clair CP 2-18 с кардиоидной характеристикой направленности установлены на земле, по одному на обоих краях сцены. Фронт закрывают пять динамиков Clair FF2, подвешенных под передним краем сцены.

"Наша Cohesion 12 - это лучшая акустическая система для таких концертных туров, - с уверенностью заявляет Пол Джамп. - Она отлично сочетается с двумя различными динамиками, которые мы устанавливаем на подвесках над сценой. С этим сетапом мы с Тоби работаем уже несколько лет. А нашим техникам она нравится не только качеством звучания, но еще и своей компактностью. Она сравнительно небольшая и весит не очень много, потому её проще и легче перевозить и монтировать".

Witness: за кулисами концертного тура Кэти Перри

Набор микрофонов Sennheiser КЭТИ ПЕРРИ

Дружными усилиями
"На сцене Кэти выкладывается, как говорится, на все 100%, но и вся её команда - это самые лучшие и, безусловно, самые талантливые специалисты из всех, с кем мне приходилось работать, - рассказывает Тоби Фрэнсис. - "Наш продакшн-менеджер Джей Шмит, его помощник, стейдж-менеджер Аллен Дойл и продакшн-координатор Ким Хилтон свои профессиональные обязанности выполняют на самом высоком уровне. С ребятами из Clair Global - Полом Джампом, Бэном Дэвидом, Эндрю Кастринелисом, Джесси Коулом и Джастином Робинсоном - мы тоже прекрасно сработались. Ну, и наконец, Коул Гион (звукорежиссер фонограмм), Ллойд Сагиши (гитарный техник), Гейб Монаго (техник ударных) - это наша бригада техобеспечения и наша гарантия того, что на каждом концерте всё работать будет именно так, как нужно. К эквалайзеру ударных я, к слову, с самой первой репетиции этого тура не прикасался ни разу. Мы все как один стараемся, чтобы успех нынешнего Witness: The Tour Кэти Перри стал профессиональным успехом для каждого из нас".

Witness: за кулисами концертного тура Кэти Перри

Ударная установка с комплектом микрофонов перед концертом КЭТИ ПЕРРИ

На этапе подготовки к концерту Тоби Фрэнсис и Пол Джамп сначала слушают зал, обходя его весь и изучая каждую отдельную его зону. После этого они совместно выравнивают звучание системы по времени и производят дальнейшую настройку оборудования.

"У нас уже давно выработался определенный алгоритм действий, который позволяет быстро настраивать звучание всей аппаратуры, - отмечает Пол. - В качестве системы контроля на всех концертах туров, которые обеспечивает компания Clair, мы сейчас используем процессоры Lake, а мощность системы у нас задают усилители Lab.gruppen. На этапе настройки звук мы прочитываем с помощью беспроводных планшетов, с ними просто удобнее ходить по большому залу".

Witness: за кулисами концертного тура Кэти Перри

Cтойка с допоборудованием FOH-звукорежиссера перед концертом КЭТИ ПЕРРИ

Монтаж оборудования техническая команда Кэти Перри, как правило, начинает в 8 утра. Все кабели, которые проходят над главной сценой, укладываются в кабельные мосты, чтобы они не портили вид. Это очень важный этап, и он же - завершающий. Для техников двухчасовое шоу Кэти заканчивается примерно в 1.30 ночи загрузкой аппаратуры в один из 24 автомобильных полуприцепов.

Witness: за кулисами концертного тура Кэти Перри

Рабочее место FOH-звукорежиссера на концерте КЭТИ ПЕРРИ

Тур Witness - грандиозное мероприятие, и оно требует участия целой армии квалифицированных и опытных специалистов. "В любой из команд каждый сотрудник прекрасно умеет взаимодействовать со своими коллегами, благодаря чему создается нормальная рабочая атмосфера. У нас с Тоби тоже сложились отличные отношения, как на работе, так и вне её, - рассказывает Пол Джамп. - Друг другу мы полностью доверяем и помогаем друг другу, обмениваемся информацией о состоянии системы и о происходящем в зале, обсуждаем прошедшие выступления, придумываем новые решения и стараемся непрерывно улучшать звук нашего шоу. Лично мне очень нравится получать и опробовать новую аппаратуру, в частности наши новейшие и действительно классные микшерные пульты. У нас теперь есть отличнейшая Yamaha PM10. Звучит прекрасно и всё у неё устроено так, что высококачественный микс на ней настроить можно всего за каких-то полчаса. На PM10 я уже успел сделать вступительные композиции для этого тура. Ну, и в целом, конечно, очень интересно и приятно ездить по разным городам и встречаться с разными людьми".

Стойка клавишных (левая сторона сцены) перед концертом КЭТИ ПЕРРИ

В мире мониторинга
На концертах Witness: The Tour мониторами Кэти Перри прямо под сценой управляет Дэйв Рупш со своей консоли DiGiCo SD-7 с 80 аналоговыми входами и 32 MADI- и цифровыми входами. Плюс к этому, в распоряжении Дэйва есть еще 40 выходов, 16 стерео-миксов в IEM-системах, аппаратный IEM-микс для ударника и 3 отдельный микса для края авансцены и края подиума.

Witness: за кулисами концертного тура Кэти Перри

Рабочее место мониторного-звукорежиссера на концерте КЭТИ ПЕРРИ

В отличие от Тоби Фрэнсиса мониторный-звукорежиссер команды Дэйв Рупш не работает с дополнительным оборудованием и всякими плагинами. Его DiGiCo SD-7 оснащена всем необходимым: динамическим эквалайзером, многоканальным компрессором и набором базовых ревербераций и эффектов.

"Есть еще пара причин, почему я не использую плагины при работе с мониторами. Во-первых, так я могу избежать лишних задержек, а во-вторых, мне нужно передать исходный аудиоматериал в мониторную среду на сцене с максимальной точностью".

Witness: за кулисами концертного тура Кэти Перри

Сборка-разборка одного из персональных ручных Sennheiser КЭТИ ПЕРРИ

Впрочем, как признается сам Дэйв, у него все же есть небольшой, но обязательный комплект вспомогательных инструментов:

"Мне очень нравится мой Reaper [система записи и воспроизведения звука - прим. авт.]. У меня он состоит из рабочего MacBook Pro и пары коаксиальных MADI-интерфейсов DigiGrid MGB. Я считаю, что фонограмма для мониторов очень полезна, прежде всего в ситуациях, когда артист уже работает на сцене, и надо срочно убрать разные ненужные мелочи, которые в таких условиях эффективно убрать не получается, к примеру, установить нужные фильтры на гейтах, подстроить фильтры эквалайзера, прослушать снепшоты и так далее".

Как рассказал Дэйв Рупш, в 2009 году, вскоре после того, как он пришел в команду Кэти Перри, компания Sennheiser в порядке предварительного тестирования предоставила им несколько новейших, но почти никому не известных тогда микрофонов серии SKM-5200, которые, впрочем, практически моментально же завоевали уважение у всей звукорежиссерской бригады:

"Их вообще не нужно было как-то перенастраивать, они выдавали абсолютно фантастический звук прямо сходу и, что самое главное, легко выдерживали любые передряги".

Witness: за кулисами концертного тура Кэти Перри

Стойка аппаратуры Sennheiser на концерте КЭТИ ПЕРРИ

Сейчас на всех шоу Witness: The Tour Кэти работает с комплектом из восьми микрофонов, и некоторые из них уже не единожды падали на сцене и бились о разные предметы, но действительно сумели пережить все неприятности.

"Что мне еще нравится в наших Sennheiser, и я на самом деле считаю это одним из их главных преимуществ - это их надежность и простота. 5200-е - они все фактически модульные, потому любой из них всегда можно быстро разобрать и, в случае крайней на то необходимости, что-то донастроить. Сейчас у нас есть 40 микрофонов, все в кастомном исполнении и изготовлены специально для Кэти. Кроме того, есть так же большой запас комплектующих, из которых я могу в любой момент сделать новый микрофон под нужные мне задачи. Это корпуса, капсюли, чипсеты для различных диапазонов частот, батарейные блоки, антенны, экраны, всякие винтики и еще много чего. Как вы понимаете, разбирать и собирать свои микрофоны я уже научился и могу делать это очень хорошо".

Witness: за кулисами концертного тура Кэти Перри

Стойка ударных (правая сторона сцены) перед концертом КЭТИ ПЕРРИ

Идея выложить специальным материалом коробки, в которых хранятся и перевозятся микрофоны Sennheiser Кэти Перри, принадлежит РЧ-координатору команды Джастину Робинсону. Эта серебристая ткань - не что иное, как знаменитая клетка Фарадея, но в миниатюре. Тем не менее, работает она точно так же и с полностью аналогичным результатом. По сути, это - то же самое, как если укладывать каждый раз микрофон в алюминиевую кастрюлю, но гораздо удобнее и симпатичнее с виду. По словам Дэйва, такая ткань обеспечивает от 80 до 90 дБ затухания сигнала, позволяя тем самым проверять каналы микрофонов вообще без помех.

"С Тоби Фрэнсисом крайне интересно работать, - улыбается Дэйв Рупш. - Он очень много знает о технологиях микширования и у него много чему можно научиться. К тому же Clair Global приставила к нам отличную команду опытнейших профессионалов, у которых все и всегда работает ровно так, как нужно".

Все свои шоу для Witness: The Tour Кэти Перри и ее команда репетировали в городе Литице, что в штате Пенсильвания. Там же неподалеку находится и один из сервисных центров Clair Bros. С тех пор Дэйв Рупш работает бок о бок с мониторным техником компании Бэном Дэвидом и РЧ-координатором Джастином Робинсоном, и от них теперь напрямую зависит качество звука на всех концертах тура.

Witness: за кулисами концертного тура Кэти Перри

КЭТИ ПЕРРИ (фото Стива Дженнингса)

И СИГНАЛ ЧИСТЫЙ, ЧИСТЫЙ ...
"За время репетиций мы разработали классную систему для работы с цифровым аудио, - рассказывает Дэйв. - Все бэкинг-треки, клавишные, барабанные триггеры и тайм-код мы получаем на маршрутизатор RME MADI Bridge через MADI. Далее с DiGiCo Optocore через Orange Box и Ferrofish A32 конвертируются в Dante для консоли FOH".

"Всё наше цифровое аудио - фонограмма, клавишные, триггеры, мониторы и FOH - настраивается с рубидиевого атомного опорного генератора Antelope 10MX. Его появлением ознаменовался наш выход на новый уровень работы, что в конечном итоге обернулось значительным повышением качества цифрового звука. И эту разницу показывает каждое A/В-тестирование. Всё работает строго на частоте 96 кГц".

Witness: за кулисами концертного тура Кэти Перри

КЭТИ ПЕРРИ (фото Стива Дженнингса)

КОНЦЕРТНЫЙ ТУР КЭТИ ПЕРРИ Witness

Команда:
* звук: Clair Global;
* FOH-звукорежиссер: Тоби Фрэнсис;
* системный FOH-инженер: Пол Джамп;
* мониторный звукорежиссер: Дэйв Рупш;
* мониторный техник: Бэн Дэвид;
* РЧ-координатор: Джастин Робинсон;
* звукорежиссер фонограмм: Коул Гион.

PA-аппаратура
* основная PA: 16 динамиков Clair CO 12 и по 3 сабвуфера CP2-18 на левой и правой подвесках
* боковая подвеска: 16 динамиков Clair i3
* наземные сабвуферы: 6 Clair CP2-18
* аудиоусилители: Lab.gruppen PL20

FOH-аппаратура
* консоль FOH-звукорежисера: Yamaha Rivage PM10
* дополнительное оборудование: суммирующий микшер Rupert Neve Designs 5059; Rupert Neve Master Buss Processor; Allen Smart C2; 2 трехполосных стереокомпрессора Tube Tech SMC-2B; компрессор IGS Multicore; двухканальный стереокомпрессор API 2500; четыре динамических процессора-эмулятора аналоговой ленты Rupert Neve 542; монофонический эквалайзер Rupert Neve 551 Inductor EQ; стереокомпрессор с USB автоматизацией параметров WesAudio Dione; 2 компрессора Mima; монофонический компрессор-лимитер Rupert Neve 543; ламповый пассивный эквалайзер WesAudio LC-EQP; 2 RND Wendell Jr.
* цифровые процессоры: 4 Lake LM44.

Мониторное оборудование
* консоль мониторного звукорежиссера: DiGiCo SD-7, две стойки DiGiCo SD с Optocore (56 входов и 40 выходов на каждую стойку)
*интерфейсы: DiGiCo Orange Box MADI на Fiber I/O; RME MADI bridge конвертер: Ferrofish A32 MADI-Dante; генератор Antelope 10MX Master Clock
* беспроводное оборудование: 4 приёмника Sennheiser 3732-II
* IEM: 16 Shure PSM-1000 IEM.