Июнь 23, 2020
Войди в свой аккаунт, чтобы зарабатывать бонусы-ов за шару!

ВОЗВРАЩАЯСЬ К ИСТОКАМ: О ВОЗМОЖНОСТЯХ ТЕХНИКИ SENNHEISER ПО ЗАПИСИ АУДИОПАНОРАМ В КАСКАДНЫХ ГОРАХ

Возвращаясь к истокам: исследователь звука Томас Rex Беверли - о записи аудиопанорам в Каскадных горах и о возможностях техники Sennheiser

Среди заказчиков Томаса Беверли - множество лауреатов премий Оскар и Эмми, а его работы неизменно сопровождаются ощущением прогулки под открытым небом, потому их хочется слушать и слушать.

Даже в самый разгар глобальной пандемии профессиональный звукооператор-натуралист Томас Rex Беверли всецело поглощен любимым делом и считает, что сегодня, когда человечество временно поумерило свою активность, живая природа заметно приободрилась. В феврале минувшего года Томас работал в Восточных Каскадах, в одном из все еще сильно удаленных от городской цивилизации районов штата Вашингтон, в диком мире высоких гор и густых лесов. В той командировке, которая заняла целых три недели, Беверли, вооружившись своей специализированной микрофонной системой Sennheiser, записал обширный массив живых аудиопанорам Восточных Каскадов: рёв их знаменитых лавин, свист горных ветров, тихий шепот пондероз и еще целую коллекцию уникальных звуков, вызывающих самые разнообразные аудиосенсорные ощущения.

Авторские библиотеки звуков и аудиоэффектов Томаса Беверли широко используют звукорежиссеры кино и телевидения, в числе самых свежих из таких работ - "Звёздный путь: Пикар" и "Холодное сердце 2" (фото Томаса Беверли)

Авторские библиотеки звуков и аудиоэффектов Беверли широко используют звукорежиссеры кино и телевидения. В числе самых свежих из таких работ – популярный телевизионный сериал "Звёздный путь: Пикар" и анимационный мюзикл "Холодное сердце 2". По словам же самого Томаса, свои коллекции он поначалу записывал сугубо с целью дальнейшего их применения в музыкальных произведениях для оркестров, хора и ансамблей.

Аудиозаписью звуков живой природы Rex увлекся после прочтения книги "Великий оркестр животных: в поисках источников музыки в диких уголках мира" (The Great Animal Orchestra: Finding the Origins of Music in the World's Wild Places) Берни Краузе, которая подробнейшим образом описывает природные аудиопанорамы, настоящую "музыку дикой природы", и в то же время призывает всячески её оберегать и защищать.

Арсенал профессионального слушателя
"Многие авторитетные коллеги с самого начала советовали мне именно микрофоны Sennheiser, поскольку они отлично работают, в том числе и в условиях высокой влажности и экстремальных температур, - отмечает Томас. - Иногда надо оставлять микрофон в лесу недели на две, потому для меня очень важно, чтобы он нормально переносил и температурные перепады, и высокую влажность".

В настоящее время рабочий походно-полевой микрофонный комплект Томаса Беверли представляет собой двойную мид-сайд-конфигурацию, состоящую из пары Sennheiser MKH 8040 и одного MKH 30, которые работают в основном в связке с одним из двух полевых рекордеров Sound Devices: 5-трековым MixPre-3 II или портативным 8-трековым MixPre 6.

Большой массив уникальных живых аудиопанорам Восточных Каскадов во время своей прошлогодней командировки в штат Вашингтон Томас Rex Беверли записал с помощью своей полевой микрофонной системы Sennheiser

"Свой микрофонный арсенал я совершенствовал годами, - рассказывает Томас. - Начинал, помню, с мид-сайд-комплекта на основе MKH 50 и MKH 30 от Sennheiser. Со временем достал два MKH 8040. И поскольку мне в целом больше нравится универсальность и гибкость системы, то с ними я попробовал писать объемный звук, используя двойную мид-сайд-конфигурацию. Так что, сегодня я уже могу буквально влёт записывать как точечные эффекты, к примеру, для саунд-дизайнов, так и полноформатный объемный звук. Мой нынешний трехмикрофонный сетап, как я считаю, как раз и отличается максимальной универсальностью. И плюс к этому, система в достаточной степени легкая и компактная, что, как вы понимаете, тоже важно, когда долго и часто работаешь на природе. Ну, а если в общем, то я теперь стараюсь не таскать с собой кучу разных микрофонов, чтобы с их помощью записывать всё с разных ракурсов, а просто пишу как можно больше исходного материала одним комплектом".

Рабочий походно-полевой микрофонный комплект Томаса Беверли: двойная мид-сайд-конфигурация на основе пары Sennheiser MKH 8040 и одного Sennheiser MKH 30

Природа - это ветер
По мнению Томаса Беверли, результативная работа на бескрайних просторах дикой природы невозможна без умения находить правильный фокус: "Все три недели в Каскадах я искал тихие заснеженные локации и звуки ветра. По той простой причине, что когда звукорежиссеру нужны звуки ветра, значит, это должны быть именно звуки ветра. Безо всяких посторонних примесей в виде голосов птиц или жужжания насекомых. И поэтому, ветер лучше писать зимой. Но, надо заранее понимать, что, возможно, будет несколько сложновато найти такое место, где и ненужных шумов будет поменьше, и можно соорудить что-то вроде базы, чтобы было где погреться и зарядить аккумуляторы".

Зато в Каскадах для своей аудиобиблиотеки Томас успел записать целый набор новых звуков, которые давно искал. Например, шум ветра в хвойном лесу, недавно выгоревшего в лесных пожарах: "Высота звука ветра в лесу зависит от размеров, а точнее от длины листьев на деревьях. В лесу, где растут хвойные деревья с очень короткими иголками, скажем, ели или пихты, ветер звучит заметно выше, чем в сосновом лесу. А среди пондероз, у которых иглы по 6 дюймов в длину, ветер звучит совершенно по-особенному - глубже и как-то успокаивающе. А вот в лиственных лесах, в осиновом, например, ветер заметно шипит".

Риск тоже есть, надо научиться его минимизировать
Разумеется, беспредельное стремление записать что-то действительно стоящее - это дело не только крайне непростое, но еще и само по себе небезопасное. Работа "в поле" всегда сопряжена с целым рядом действительно рискованных ситуаций. Это и погодные условия, и сложная местность, и, конечно, постоянно существующая вероятность наткнуться на крупного и опасного представителя тамошней фауны.

"Лично я стараюсь просчитывать все подобного рода факторы и принимать соответствующие решение еще до выезда в поле, - уточняет Томас. - В большинстве случаев правильно оценить возможные риски помогает предварительная беседа с кем-то из смотрителей местного природного парка. Ну и, понятное дело, когда ехать надо куда-то в совсем уж отдаленные места, или, скажем, когда надо записать звучание настоящей лавины, то это всё в одиночку не делается. Рядом в обязательном порядке всегда должен быть еще кто-то опытный, для страховки. Просто из соображений безопасности".

К слову, в минувшую свою командировку в Каскады Беверли удалось записать 15 горных лавин. Но, как он сам говорит, когда условия позволяют, то некоторые записи можно сделать с помощью "беспилотных" микрофонных систем, которые устанавливаются в нужных местах. В первую очередь, это относится к таким рабочим ситуациям, когда самому звукооператору небезопасно оставаться надолго в одном месте, или когда для завершения работы не хватает дневных часов: "На самом деле, мне и самому нравится посидеть и послушать. Но есть такие места, где и медведь гризли во время работы подстеречь может, и прочие неприятности могут случиться. Во многом это зависит от особенностей конкретной местности и условий окружающей среды, но бывает всякое".

В прошлом году Томас работал в Восточных Каскадах, удаленном районе штата Вашингтон, в диком мире высоких гор и густых лесов (фото Томаса Беверли)

И в таких ситуациях, когда микрофоны надолго оставлены работать без его участия, Томас всецело полагается только на качество и надежность своих Sennheiser: "Я знаю, что могу спокойно оставить свою основную микрофонную систему Sennheiser в водостойком защитном кофре Cinela Pianissimo прямо посреди дикого леса. И, когда нужно, она будет должным образом работать там целых две недели без перерыва, при каких угодно экстремальных температурах, и в дождь, и в снег. А от меня требуется всего лишь примерно через каждые 18 часов выходить на место и менять аккумуляторы рекордера. В такой способ, кстати, мне удалось сделать несколько по-настоящему уникальных и даже отчасти интимных аудиозаписей звуков дикой природы. Как-то моя система записала звучание стаи водоплавающих птиц, которая пролетела совсем рядом с микрофонами. А в другой раз к кофру с микрофонами подошел лось и начал его облизывать и грызть. Но зато запись от этого получилась просто супервпечатляющая".

Стоит также добавить, что в качестве основных мониторных наушников Томас Беверли достаточно давно использует профессиональные Sennheiser HD 280 PRO: "HD 280 PRO у меня даже несколько пар. Очень классные наушники. Во-первых, они хорошо изолируют от внешних шумов, а во-вторых, они очень надежные и долговечные. Ну, и в-третьих, звучат они всегда отлично".

Возвращаясь к истокам
"Дикая природа постепенно возвращается туда, откуда когда-то ушла, - рассказывает Томас Беверли. - Сегодня в таких местах меньше зашумления, меньше транспорта. И там людям гораздо проще уделять внимание самой природе, потому что она буквально везде вокруг".

По словам Томаса, в связи с нынешними событиями он сам стал больше интересоваться собственной коллекцией звуков дикой природы. И с недавних пор чаще слушает свой альбом "Тихоокеанский северо-запад: Ветер" (Pacific Northwest: Wind). Медитативно-успокаивающий, как он его называет.

Кроме того, наработав просто грандиозный опыт в области полевой звукозаписи, Томас Беверли теперь не просто делает новые записи, но и старается раскрывать отдельные уровни звуков, которые, по его мнению, все являются взаимосвязанными элементами единой акустической экосистемы природы: "Я пробую писать то, что имеет эмоциональную составляющую, - подчеркивает Томас. - Важно не просто дать слушателю послушать звук, гораздо интереснее открыть перед ним возможность узнать и понять историю этого звука. Ведь так намного проще вновь испытать чувство воссоединение с природой и вернуться к своим истокам".

И в завершение этого материала - небольшая подборка работ Томаса Беверли:

YouTube – Альбом "Long Meditative Soundscapes"

Дождь в старом лесу, Тихоокеанский Северо-Запад США (Mossy Rain – Pacific Northwest):

Ветер в зимнем лесу, Тихоокеанский Северо-Запад США (Windy Winter Forest – Pacific Northwest):

Гроза в Арктике, Аляска (Arctic Thunderstorm – Alaska):